Отправляясь в путь, он и представить себе не мог, что из этого выйдет. Что он с трудом дойдет до Дамаска, держась за руки спутников – ослепший и потрясенный. Что жизнь его полностью переменится, и все, что он ценил раньше, покажется ему мусором…
Не знал он и того, что позже его назовут святым, что он станет непререкаемым авторитетом для миллионов людей, что через 15 веков его слова, всколыхнув всю Европу, вызовут Реформацию , что о нем будут спорить, его будут превозносить и ненавидеть…
Что учение, которое он считал ересью и собирался искоренить, с его помощью завоюет весь мир. Что его единственная и вечная Любовь уже совсем рядом – всего в нескольких днях пути… в нескольких часах… в нескольких шагах…
Встречу с Богом не опишешь словами. Ослепительный свет. Голос, который он запомнит навсегда: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Его лепет: «Кто Ты, Господи?» И невероятное: «Я Иисус, Которого Ты гонишь…»
С тех пор каждому, кто вздумает выступить против христианства, кто захочет объявить его выдумкой черни, пустым суеверием, основанным на легендах,
придется иметь дело с ним, Савлом из Тарса, вошедшим в историю под именем апостола Павла.
В самом деле, нужно же как-то объяснить, что произошло с ним по дороге в Дамаск, что – если не явление воскресшего Господа – заставило яростного гонителя Церкви стать апостолом Христа. Да, критикам христианства с ним особенно трудно. В том, что Павел – личность историческая, никто не
сомневается. Его ну никак не объявишь легендой, этаким призраком – призраки не пишут писем, а Послания апостола Павла настолько узнаваемы, что даже непрофессионалы легко распознают его характерный стиль. К тому же, доказано, что писались они в 50х-60х годах 1 века – всего через 20 лет после евангельских событий.
И вообще о Павле мы знаем многое, сохранилось даже описание его внешности – он был не особенно представительным, невысоким, рано облысевшим…Павел происходил из семьи состоятельных людей, имевших потомственное римское гражданство, был воспитан в духе строгого иудаизма, учился в Иерусалиме у известного раввина Гамалиила. Как многие религиозные иудеи, он считал зловредной ересью новое учение, возникшее в Иерусалиме, приверженцы которого объявили Мессией некоего Иисуса из Назарета, не так давно казненного римлянами. Распятый Мессия? Это нонсенс! Всем известно, что Мессия должен стать царем в Израиле, а позже – завоевать весь мир.
Будучи человеком деятельным, Павел решил, что не остановится, пока не сотрет новое заблуждение с лица земли. Этим он и занимался долгое время в Иерусалиме. Бросив множество христиан в тюрьмы, он отправился в Дамаск – с целью «навести порядок» и там. Но пришел туда другим человеком…Так что же все-таки с ним случилось?
Одно из возможных объяснений предлагает З. Косидовский в книге «Рассказы евангелистов». Мол, рассказ о чудесном обращении Павла – не более чем легенда, выдуманная позже. Он-де встречается только у Луки в Деяниях святых апостолов (а Лука, конечно, не Лука, и не друг Павла, и даже не его современник, а вообще неизвестно, кто). Из слов же самого Павла «Бог благоволил открыть во мне Сына Своего» следует, что никакого потрясающего явления не было, а было только внутреннее откровение.
Но такие рассуждения хороши только для тех, кто в этом вопросе не разбирается, да и с Библией знаком плохо. Потому что, во-первых, сам Павел в другом месте пишет, что Христос «…после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор.15:8-9). А, во-вторых, новые исследования подтвердили авторство Луки и то, что Деяния были написаны во второй половине 1 в. н.э. Кстати сказать, исследователи удивляются его аккуратности и точности в деталях. Как следует из текста Деяний, автор долгое время был спутником Павла и не раз слышал рассказ о происшествии по дороге в Дамаск от него самого.
Но действительно ли Христос явился Павлу? Может быть, это была просто галлюцинация? Ну, солнцем голову напекло человеку. Но в таком случае, наверное, учитывая его убеждения, он бы увидел что угодно, только не воскресшего Христа. Кроме того, его спутники тоже что-то видели, хотя и не так ясно, и испугались. Да и вообще галлюцинации на пустом месте не бывают. Павел был совсем не сумасшедшим, а умнейшим человеком, чьи мысли влияют на человечество уже почти 20 веков. Ему были свойственны здравомыслие и практичность. Он никого не призывал к каким-то крайностям. Например, римлянам он советует подчиняться властям, фессалоникийцев учит «жить тихо, работая своими руками», а не бросать все в ожидании скорого Второго пришествия. Коринфян убеждает вести себя на богослужениях спокойно, без нездоровой экзальтации. «Все должно быть благопристойно и чинно» -- это не слова фанатика!
Он трезво смотрел на вещи. Он осознавал, что главное в христианстве – не его, скажем, нравственная красота, положительное влияние на общество и т.д. а то, истинно ли оно. Действительно ли Христос воскрес из мертвых? И , говоря об этом, Павел ссылается не только на свой собственный опыт. Воскресшего Христа видели и апостолы, с которыми он сам разговаривал, и многие другие – в целом более 500 человек, большинство из которых в тот момент были еще живы и могли об этом рассказать. Это – не слепая вера. Потому что, если Христос не воскрес, то все это – впустую, и христиане «несчастнее всех человеков», потому что жертвуют всем, страдают и умирают ради призрачной мечты…
В те жестокие времена вера в Христа не только не приносила выгоды, но и была просто опасной. И если язычники, теряя все, приобретали надежду на вечную жизнь, то иудеям (в том числе и Павлу) это было ни к чему – они и так верили в воскресение мертвых.
Рассуждая по-человечески, Павел ничего не выигрывал, став христианином. Он мог оставаться уважаемым религиозным лидером, иметь семью, дом,
достаток, прожить жизнь в покое и довольстве… Что же он получил вместо этого? Никакого покоя, постоянный труд, переживания, забота о церквях, путешествия, преследования, споры, оскорбления, а то и кое-что похуже… Его не раз избивали, держали в заключении, однажды побили камнями до полусмерти.
Может, он стал пользоваться особым почетом и уважением среди христиан? Ничего подобного. Сначала его боялись, не веря его рассказам об обращении. Позже – его авторитет оспаривали (даже в созданных им общинах), доказывая, что он не настоящий апостол – ведь он не знал Христа при жизни, как другие.
Впрочем, самого Павла не интересовало ни мнение других людей, ни то, что он теряет или приобретает. С тех пор, как он встретил Христа, Его любовь стала для него дороже всего на свете, дороже самой жизни. «Для меня жизнь – Христос, и смерть –
приобретение»,-- писал он, находясь в тюрьме.
Павел был обезглавлен в 67 г. в Риме, во время первого общегосударственного гонения на христиан, устроенного императором Нероном. Как видно из его последнего послания, готовясь к смерти, он был счастлив, что прожил жизнь именно так…
Да, отправляясь в Дамаск, он не знал, как все закончится. И мы, идя по нашему земному пути, тоже не знаем, где нас может ждать встреча со Христом. И того, как после этого изменится наша жизнь. Но стоит ли жить, не встретив Его?