Размышляя

Церкви разные нужны

Виктория Чикаловец

Церкви разные нужныВ «Тарасе Бульбе» есть интересная сценка – там персонаж, именовавшийся «Фомой с подбитым глазом» проводил испытания для определения принадлежности к христианам. Он предлагал приложиться к иконе и перекреститься. Правда, перед тем, как сказать: «А ну, перекрестись!», он еще спрашивал: «Горилку пьешь?», и лишь получив утвердительный ответ, изрекал вердикт: «Истинно христианская душа!».
Нам с вами сложнее. Как определить «истинность» той или иной разновидности христианства? Вот, например, протестанты – они бы явно не сдали вышеописанный экзамен. Как с ними быть? Что ж, попробуем разобраться. 
В христианстве существует три основные конфессии, три вида служения и поклонения Христу – это католичество, православие и протестантизм. Все они имеют собственную историю, часто сложную и неоднозначную. Тем не менее они существуют и безоговорочно признаны в мире. В каждой стране какая-то из конфессий является основной, доминирующей, а на христианское инаковерие везде реагируют осторожно, а порой и с большой нетерпимостью. 
Скажем, в России и на большей части Украины быть православным – это нормально, а протестанты воспринимаются как что-то странное и непривычное. А в США пятая часть населения – баптисты, там это что-то само собой разумеющееся. Нынешний Президент США Дж.Буш-младший – тоже баптист, как, впрочем, и старший. В Великобритании совершенно естественно быть протестантом, а вот католик – это уже что-то особенное. Есть в западных странах и православные, но их совсем мало и воспринимается это как некая экзотика.
При этом каждая церковь ничтоже сумняшеся считает себя самой истинной. Что же это получается? То ли страны, где доминируют другие церкви, лишены Божьего благословения, то ли истина в каждой стране разная…Бывают и совсем курьезные случаи, когда на обладание «истиной в последней инстанции» претендует какая-нибудь особо крутая «деноминация», насчитывающая несколько десятков членов. Надо сказать, такие нездоровые явления чаще встречаются среди протестантов, но неправильно было бы по ним судить о протестантизме в целом, так же как и о православии нельзя судить по какой-нибудь мрачной старушке, косо поглядывающей на зашедшую в храм девчонку в мини-юбке…
Кстати сказать, отношения между этими двумя конфессиями не лишены интереса. Еще в прошлом веке для православных протестантизм был ни чем иным, как сектой католичества. Этот взгляд разделял и Ф.М.Достоевский. В «Дневнике писателя» он писал: «Вера эта есть протестующая и лишь отрицательная, и чуть исчезнет с земли католичество, исчезнет и протестантство и, наверно, потому, что не против чего будет протестовать, обратится в прямой атеизм и тем кончится».
Некоторые православные по сей день спорят, кто опаснее для православной церкви – католики или протестанты. И многие склонны считать, что последние. Тем более на Украине, где доминирующими церквями являются католическая – на западе и православная – на востоке и юге. Можно было бы жить спокойно, разделив сферы влияния, так нет же! Протестантские деноминации портят всю картину.
Впрочем, портят ли? В России еще в период гонений в конце XIX – начале ХХ века было замечено, что протестантизм вносит в общую массу людей богобоязненных, работящих, непьющих, не лгущих и не крадущих. В тот период, составляя небольшой процент населения, они вместе со старообрядцами составляли 2/3 миллионеров дореволюционной России, то есть, самых энергичных и предприимчивых людей. Отметим, что в те годы отличительной чертой преуспевающих деловых людей была исключительная честность и добросовестность. Конечно, вера совсем не служанка экономики, но это свидетельствует о том, что протестанты не бегут от мира, а созидают в нем.
И тут есть над чем задуматься. Ведь без воли Божьей ничего в этом мире не происходит, а судить, «от Бога» ли данное явление, можно по его результатам, или, как пишет Библия, «по плодам». А результаты, кажется, в основном положительные. Глянешь на любую протестантскую церковь – душа радуется: люди начинают жить по Библии, неверующие приходят к Богу, семьи восстанавливаются, алкоголики и наркоманы нормальными людьми становятся…Да и былая нетерпимость в отношении других деноминаций встречается все реже. Протестанты изучают и стараются применить то лучшее, что есть в богатом духовном наследии «старших» церквей. Кажется, само возникновение протестантизма и на католиков повлияло положительно – во всяком случае, католическая церковь осознала и исправила свои ошибки. А в ХХ веке католики и протестанты стали учиться взаимопониманию и сотрудничеству, осознав, что в главном-то они едины…Да и наши православные священники нередко, идя вразрез с официальной линией своей церкви, общаются и сотрудничают с братьями из евангельских церквей.
Естественнее всего думать, что многообразие вер не уйдет, пока длится история человечества. Ведь люди-то разные. Одному больше по душе евангельская простота протестантизма, другому – древние обряды и традиции православия, третьему – разумность и какая-то особая поэтичность католицизма.
Даже во времена жизни Христа апостолы не совсем одинаково воспринимали Его учение и тоже препирались о первенстве – совсем как впоследствии церкви. Есть мнение, что «апостол любви» Иоанн особенно почитаем в православии; Петр, «апостол власти» – в католичестве; тогда как Павла, «апостола язычников», чрезвычайно чтут протестанты (он был и призван на служение позже). Но как приверженность одному апостолу не значит отвержения всех прочих, так и принадлежность к одной христианской церкви не может означать отвержения других. Хотя, конечно, своя церковь всегда остается самой родной и самой истинной для каждого верующего, и это хорошо.
Разумнее полагать, что в глазах Всевышнего одно служение не исключает, а дополняет другое (из чего, конечно же, не следует, что лжеучений нет и что Бог приемлет все, что человеку взбредет в голову по части служения Ему). Каждое из действительно христианских вероучений вносит свой вклад в прославление Бога.