Чего-чего, а грохота барабанов в католическом храме я услышать никак не ожидал. И, тем не менее, энергичные звуки доносились где-то совсем рядом, за тонкой перегородкой, отделяющей алтарную часть от остальных помещений.
- Это один из наших братьев репетирует, - вводит меня в курс дела монах-францисканец Станислав Мански. - Кроме традиционной литургии, мы проводим богослужения и в свободном стиле.
Станислав - поляк. Живет в Украине год. За это время он превосходно изучил украинский язык, общаясь с прихожанами. Говорит, что приехать в нашу страну его побудил Сам Бог.
Он мечтал посвятить себя Божьему делу еще будучи школьником. И его мечты сбылись: сначала восемь лет обучения в монастыре капуцинов, и вот теперь уже двенадцать лет священнического служения.
- Станислав, а Вы никогда не мечтали овладеть какой-нибудь сугубо светской профессией, может быть, строили планы насчет успешной карьеры?
- Безусловно, определенные жизненные планы у меня были. Но в то же время я сознательно переживал свою веру. Поэтому все мои чувства всегда были в подчинении Христу. Например, во время учебы в школе я был в харизматической общине, состоявшей из молодых ребят и девушек. Мы регулярно собирались на евангелизационные реколлекции1 , много времени проводили в служении Богу и людям. И я всегда знал, что буду в своей жизни что-нибудь делать для Иисуса. Конечно, в пятнадцать или шестнадцать лет у меня еще не сложилось точное представление о том, чем я буду заниматься, но могу с уверенностью сказать: я просто открывал Его волю для своей жизни.
- Сейчас многие люди живут, так и не зная, для чего они созданы. Что вы можете им посоветовать, чтобы они распознали свое призвание?
- На своем опыте могу сказать, что очень важно лично знать Иисуса - живого и наполняющего Собой нашу обыденную жизнь. А переживать Его присутствие можно во время молитвы, чтения Слова Божьего, размышления о Нем. И тогда ты встречаешься с Иисусом, слышишь Его голос, общаешься с Ним. Он направляет твою жизнь в соответствии со Своим замыслом, исполняя который ты будешь чувствовать мир в своем сердце. И так, ежедневно пребывая в общении с Иисусом, рано или поздно (но это обязательно произойдет) ты поймешь свое предназначение. Господь обращался ко мне несколько лет, пока я не понял Его план для меня. Зато сегодня я могу сказать, что правильно поступил, доверившись воле Божьей в свое время. И я - счастливый человек.
- Произошли ли кардинальные изменения в Вашей жизни после того, как Вы постриглись в монахи?
- Внешне почти ничего не изменилось, кроме определенных ограничений. Я не имею семьи в обычном смысле слова. Мои близкие - это братья из общины. У меня нет собственных денег, и я не могу ехать, куда захочу без разрешения. Но при этом у меня нет ощущения непомерной тяжести или давления.
Изменения произошли на внутреннем уровне. Я чувствую свободу и считаю себя более зрелым человеком. На протяжении двадцати лет, проведенных в монастыре, я постоянно открываю для себя любовь Бога и все возрастающую свободу. Я также открываю, что Он для меня сделал намного больше, чем я - для Него. Мне казалось, что моя любовь к Нему - безгранична, а послушание - безоговорочно, и я был доволен этим. А сейчас я чувствую, что все, что я имею - это последствия Его воскресения, а не моих усилий.
- Парадокс получается: выходит, став монахом, Вы избавляетесь от каких-то условностей и оков?
- Я убежден в этом. Ведь если бы это было не так, я бы не смог даже жить. Если, встречаясь со своими братьями и сестрами на литургии или евхаристии2 , и, говоря им, что Бог есть любовь и даятель свободы, я сам бы этого не переживал - я был бы лжецом.
- Хорошо, брат Станислав, а как Ваши близкие, родители отреагировали на решение стать монахом? Не отговаривали от такого шага?
- Мои родители, братья и сестры уважают мой выбор - они и сами живут верой. Все они христиане, имеют свои семьи. Только одна из моих сестер стала монахиней. Она сейчас служит в Варшаве. Так что для родных я - авторитет, и они считают, что я много получил от Бога. Если же у них возникают какие-то проблемы, они звонят мне, просят совета или молитвы. Нас связывает крепкая любовь, хотя они до конца и не понимают моего выбора. Но это - не их проблема, а благодать призвания. А она для всех разная: кому-то жить и трудиться в миру, а кто-то служит в монастыре. Это и есть дорога спасения, у каждого - своя.
- Скажите, а не тяжело Вам без семьи?
- Я думаю, очень страдал бы без жены и детей, если бы не имел особого Божьего дара. Скажу больше: просто невозможно жить в монашеской общине, не имея призвания от Бога. Ведь я должен отдать все свое сердце благовестию и любви к Богу. Хотя это совсем не означает, что я ненавижу женщин.
Когда мы с другом впервые приехали поступать в монастырь капуцинов в Кракове, нас там встретил священник и устроил испытания. После долгих расспросов о наших желаниях и целях он спросил моего товарища: «Мартин, тебе женщины нравятся?» Тот поспешно ответил: «Конечно, нет! Я же хочу стать монахом, и этим все сказано». Затем наставник обратился с тем же вопросом ко мне. «Очень нравятся! - ответил я. - Это прекрасно, что они есть. И вообще, женщины - замечательный дар, ведь их сотворил Господь!» Ответил, а сам думаю: «Правильно сказал или нет? Может он меня теперь в орден не примет?» Но я решил тогда, что всегда буду говорить только правду, и потому мнения не изменил.
Нас приняли обоих. Но Мартин пробыл со мной всего полгода, а затем вернулся домой. Теперь он женат, имеет детей и нашел свое место в жизни. И, по-моему, правильно сделал.
Мне понравилось, что священник задал тогда тот вопрос. Это показывает, что между нами должна быть любовь и свобода. Монастырь - не место для людей незрелых или больных. Ведь это было бы ужасно.
- Расскажите, пожалуйста, чем занимается Ваш орден?
- Первая наша задача звучит в девизе св. Франциска: обновление Церкви. Необходимо так жить Евангелием, чтобы люди, глядя на нас, видели Иисуса. Это очень тяжело, но так должно быть. И мы служим им, молимся в храме, читаем Слово Божье и учим этому других.
Вторая наша задача - служить любовью братьям. Я вначале думал, что жизнь в общине - одно наслаждение. Но за 20 лет я увидел, что нужно свою жизнь потерять ради братьев. Это дорого стоит, но и приносит радость братской любви.
- Прихожан, которые идут к Вам в храм, повсюду ожидают искушения и соблазны. Как Вы помогаете им уберечься от зла? Существует ли рецепт от греха?
- Нет никакого рецепта, кроме упования на Иисуса и полного доверия Ему. Главная библейская истина в том, что Христос заплатил кровью за наши грехи и теперь ожидает, когда к нему придут грешники, чтобы отдать Ему свои жизни и свои проблемы.
- И что? Люди, действительно обращаются к Богу?
- Аминь! Есть очень много таких жаждущих сердец. Почти каждый день кто-то приходит за помощью. Ведь люди всегда ищут для себя надежду. И они в первую очередь смотрят на меня, чтобы доверять не только моим словам, но и поведению. Они следят, как я молюсь, как общаюсь, какие отношения поддерживаю с ними. И, если люди видят во мне любовь, тогда ищут Бога. Это для них - как знак, указывающий на спасение в Иисусе.
- В католической церкви люди исповедуют свои грехи в присутствии священника. Они получают отпущение грехов. Но Вам-то каково? Не тяжело ли потом нести это бремя человеческих пороков?
- Это не совсем так. Исповедь - это встреча с Иисусом. И если человек не имеет веры, то, просто поговорив со священником, он ничего для себя не получит. Ведь это - таинство примирения, а я - всего лишь свидетель Иисуса. В моем присутствии Христос прощает грехи, а я должен только подтвердить человеку, что Бог его полюбил. Моя задача - молиться, заступаться за него и, провозглашая Слово Божье, помочь ему ощутить присутствие Господа. Человек исповедуется не передо мной, а перед Богом. Иисус - вот кто главный в этом действе.
Мы часто допускаем опасную ошибку, думая, что священник - главнейшее. Ведь так может каждый лидер, пастор, призвать людей к себе, смотрите, мол, какая я «духовная звезда». И я часто размышляю над этим, чтобы подобной ошибки не допустить.
А что касается грехов на исповеди, то я никогда об этом не думаю. У меня есть свои грехи, которые я сам приношу к Господу и каюсь в них. Вот уж двенадцать лет, как я священник, и никогда не носил в себе чужих грехов. Зачем они мне - их все Христос забирает!
- Ваша обязанность - безоговорочное послушание старшим членам ордена. Сегодня Вы живете в Киеве, а завтра Вас могут направить куда угодно. Но ведь это создает сильный дискомфорт?!
- Во-первых, я дал обет послушания и знал, что так может быть. Но мне важно слушать Духа Святого и верить, что Он действует также и через моих наставников.
Во-вторых, я ни к чему ни привязан. Если мне сегодня предложат трудиться, скажем, в Днепропетровске, я поеду туда. Хотя и тяжело было бы расставаться с друзьями.
Так было со мной в Польше. Меня окружали любящие люди, с которыми я подружился. Но однажды возникло желание ехать в Украину. И тогда мне пришлось все оставить, хотя это - цена немалая. Однако, это - боль, смешанная с любовью. И она не вызывает во мне недовольства Богом. Если Он чего-то лишает, взамен дает богатство большее. Я же смотрю на свою жизнь с верой, которая помогает мне все преодолеть.
- Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. А у Вас есть желание стать Папой Римским?
- Никогда не думал об этом. Хотя это вполне возможно, и если Бог захочет, я буду не против. Если это случится, у тебя появится друг - Папа Римский (смеется)!
А если серьезно, я не мечтаю об этом. Это было бы просто искушение: для чего мне тратить время на мечты, если нужно жить среди людей и трудиться вместе с ними?!
- Чем на досуге занимается монах Станислав? Книги?… Любимые телепередачи?...
- Пока еще имею определенные трудности с украинским языком. Стараюсь это исправить, совершенствую свою речь… Люблю театр. Уже побывал в Киеве на одном спектакле. Мне очень понравилось. Надеюсь, схожу еще не раз.
Главное же для меня - общение с людьми. Много времени провожу с Иисусом, ведь Он - цель моей жизни. Не хочу показаться набожным, но это - правда. Чтение Слова Божьего, молитва, служение занимают большую часть моего времени. Но я нашел свое место здесь и не ищу других желаний. Я могу назвать себя «плененный Иисусом».
- Что бы Вы хотели пожелать читателям нашей газеты напоследок?
- Того же, что я всегда говорю своим прихожанам, братьям и сестрам: всегда нужно полностью доверять Иисусу. В Нем - источник счастья. Без Него нет полноценной жизни.