Каково это — оказаться между молотом и наковальней? Сегодня стоять под прицелом фашистского солдата, а завтра — советского партизана? Как остаться верным Христу, родине и своему народу, когда и свои, и чужие считают тебя врагом? Как выстоять и в суровое время войны не пойти по пути Иуды?
Новый фильм* Владимира Хотиненко — об этом.
Действие ленты, основанной на реальных событиях, переносит нас на оккупированную немцами западную окраину России, в Псковскую область. Там, с подачи Вермахта, была организована Псковская Православная миссия. Немецкое командование прекрасно знало, какие притеснения довелось переносить христианам при безбожной советской власти. И чтобы показать себя приверженцами свободного вероисповедания, немцы позволили вновь открыть для богослужения храмы и молитвенные дома, где прежде помещались склады, конюшни, клубы, музеи атеизма...
И люди вновь потянулись в церкви. Ведь они нуждаются в Боге и пасторской опеке при любой власти. Но как тут быть пастырям? Как совместить любовь к отчизне и остаться лояльным к новому режиму?
Сельскому священнику Александру Ионину выпадает именно такой крест. Он — обычный человек и, как множество других отцов, переживает за сына, воюющего на фронте. Мягкий по характеру, терпит бесконечные ворчания своей сварливой жены, любя ее такой, какая она есть, называя ее своим «точильным камнем». Не кривит душой и в минуту смертельной опасности признается, что боится смерти. Есть в нем и еще
Так, например, рискуя получить пулю в лоб от советского партизана, священник призывает его к покаянию. Зато пьяному полицаю, требующему принять у него исповедь, отец Александр отказывает, не заботясь о последствиях. В критические минуты он всегда со своим народом, — будь то казнь подпольщиков или помощь голодным и оборванным военнопленным. Его дом открыт для сирот, которых они с женой не только приютили, но и, наставив в Законе Божьем, крестили, показав своей жизнью пример святости.
Такое вот доброе и в то же время грустное кино снял Хотиненко.
Фильм «Поп» заметно отличается от большинства новых российских фильмов, претендующих на звание «просветительских» и «духовных», прославляющих государство и государственную Церковь. Здесь нет пафоса. Есть повседневная жизнь простого человека, дерзнувшего мыслить и поступать не так, как приказано, а как велит совесть. Режиссер показал всю глубину морального конфликта, который переживает священник. Раздвоение между долгом и тревогой за свою жизнь и семью подчеркивает необыкновенное обаяние и человечность главного героя, блестяще сыгранного Сергеем Маковецким.
И уж совсем знаковым является тот факт, что русский батюшка, зная повеления Христа «отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево», прекрасно понимает: кесарей много, а Господь один. И, вопреки обстоятельствам, отец Александр выбирает служение Ему.
Писание же говорит: «многими скорбями надлежит вам войти в Царство Небесное». И священнику таки доведется испить полную чашу страданий, лишившись дома, семьи и свободы. Но ведь именно таких — преданных, любящих и верных примет и утешит в последний день сам Бог.
*"Поп«,