Первоначально человек был создан для вечной радости в Боге. Бог сотворил человека, цель и источник существования которого — отнюдь не в нем самом. Подсолнечник тянется к солнцу не потому, что солнце в своей гордости требует этого, но потому что само существования цветка основано на свете и его источнике.
Вот перед нами в лучах Божественного света стоит Адам. Не испорченный еще грехом человек отчетливо сознает, что именно для жизни в этом свете он и сотворен, и вообразить, что свет этот — в нем самом, — для него примерно то же, что для нас решить, что мир освещается не Солнцем, а нашей настольной лампой.
Что же произошло дальше? Та катастрофа, которую мы называем грехопадением и которая абсолютно изменила природу тварного мира, в том и состояла, что человек предпочел себя Богу и, отвернувшись от Него, обратился к себе самому. Невозможно представить себе восставший подсолнечник, отказавшийся от солнца и вознамерившийся в себе самом искать живительный свет. Но, в отличие от всей остальной твари, Господь дал существу, сотворенному по Его образу и подобию, свободу выбора: повернуться к свету или отвернуться от него, возлюбить Бога или возлюбить себя, быть с Ним или быть с собой.
«Почему Он допустил, чтобы Адам и Ева пали?» — спросите вы. Ответ прост: Он хочет нашей любви не по принуждению. Он видел, чем обернется наша свобода, но все равно не пожелал лишить нас выбора. «Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное: они отступили и пошли» (Иер.5:22, 23). Ни волны моря, ни ночные светила, ни птицы, ни звери не могут пойти против Его воли, но у человека всегда есть возможность отступить и пойти своим путем. Если вам кажется это странным, спросите себя, пожелали бы вы, чтобы тот или та, кого вы любите больше всего на свете, принадлежали вам против собственной воли. Не думаю, что найдется человек, согласный на такую «любовь», — что же удивительного в том, что Господь, для которого каждый из нас абсолютно самоценен и единственен, предоставил нам свободу любить — или не любить — Его!
В какой-то момент человек решил жить сам, захотел сам стать Богом. «Будете как боги,» — посулил змей, и это есть кратчайшая формула восстания против Бога. «Они захотели стать существительными, а человек — прилагательное» (К.С.Льюис «Страдание»). Это может прозвучать резко, ведь мы привыкли считать, что «человек — это звучит гордо». Да, человек не знает себе равных в тварном мире — и в этом смысле, вне всякого сомнения, «звучит гордо». Но как только он захотел стать «существительным» и, в полном противоречии со своей природой, вообразил, что может жить для себя и из себя, что в нем самом достанет света, чтобы освещать жизнь, его немедленно окружил сплошной мрак.
Нет сомнения, что Адам мгновенно осознал, что совершил, — невозможно не заметить, что свет сменился кромешною тьмою! — но было уже поздно: выбор был сделан, человек сказал «нет» Богу, катастрофа космических масштабов сотрясла мироздание, и все творение, рыдая и стеная, покорилось суете и тлению. И потянулась земная история падшего мира: века и тысячелетия греха, страдания, скорби и смерти.
И теперь люди, живущие в этом мире, различаются по тому, распознали они как тьму ту «нормальную» и «естественную» жизнь, в которой живет всякий не познавший Бога, — или же их вполне устраивает эта «естественная» жизнь с центром в самом себе, и они даже не подозревают о существовании какого бы то ни было другого центра. Только не думайте, что во втором случае речь идет об отъявленных эгоистах. Дело вообще не в этом. Невключенная лампа может быть более или менее красивой, может стоять в том или другом месте, вписываться или не вписываться в обстановку — но пока она не включена, света от нее не будет. Точно так же и человек: может жить лучше или хуже, для себя или для других, но пока он пытается жить «из себя», а не черпает свою жизнь в Боге, — он во тьме и не будет светить. «Горе тем, которые… тьму почитают светом, и свет тьмою» (Ис.5:20).
«Не здоровые имеют нужду во враче, а больные,» — с этими словами Господь сошел на землю. Истинное отличие между людьми не в том, что одни здоровы, а другие больны. После грехопадения больны все. И каждый человек, пока он не возрожден Богом, пока силою свыше не преобразован в чадо Божье, болен и нуждается во враче. Только одни осознают свою болезнь, а другие считают себя здоровыми.
Именно в этом различие между Симоном-фарисеем и грешницей, обливавшей слезами ноги Иисуса. Она знала, что больна и жаждала исцеления, знала, каким мраком полна ее жизнь, и молила о свете, рвалась к нему. Симон же — фарисей, и, следовательно, один из самых религиозных людей своего времени — в глазах людей, а главное, в собственных глазах, вел жизнь праведную и беспорочную. Был человеком достойным, ни от кого не зависящим, ни в ком не нуждающимся. Ему ли припадать в слезах и раскаянии к чьим-то ногам?..
Самодостаточность — вот имя той страшной болезни, которая вошла в мир вместе с первым грехом и которая по сей день разъедает сердца и ослепляет глаза, заставляя считать себя самого центром и источником своего существования.
Так мы оказались без Бога. Разница между земной жизнью и адом в том и состоит, что здесь, на земле, еще ничего не кончено, и у каждого из нас есть выбор, есть возможность открыть себя Реальности, есть возможность из замкнутого на себе «я» выйти к свету и соединиться с Ним. Потом этой возможности уже не будет, и, попав туда, отвергшее свет «я» навеки останется само с собой. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет…» (Ин.3:19).
по книге Юлии Блюм «Что ты плачешь? Кого ты ищешь?»