Литература и искусство

Властелин сердец

Сергей Грищук

Властелин сердец«Я родился в 1892 году и ранние годы жизни провел в «Хоббитании» домеханической эпохи. Что гораздо важнее, я - христианин (как можно догадаться по моим произведениям) и принадлежу к римско-католической церкви. О последнем факте вряд ли можно догадаться по моим текстам» - вот так кратко и емко в письме к Д. Уэбстер выразил свое кредо автор ныне всемирно известной эпопеи «Властелин Колец» Джон Рональд Руэл Толкин (в других переводах - Толкиен).

Он появился на свет 3 января 1892 года на юге Африки. Однако всю свою сознательную жизнь он провел в Англии, где впоследствии поселилась Мэйбл Толкин с двумя сыновьями (у Рональда был младший брат). Рано овдовевшая, 25-летняя миссис Толкин, при весьма стесненных обстоятельствах, все силы и время посвящала воспитанию детей. Глубоко верующая, она наставила мальчиков не только в Законе Божьем, но и преподала основы общеобразовательных предметов, а так же обучила их нескольким иностранным языкам.

Когда мать Рональда умерла, дальнейшее попечение о мальчике взял на себя Френсис Морган, семейный духовник. Этот католический священник своей мудростью и смирением оказал огромное влияние на подопечного. Именно под его чутким руководством способный и целеустремленный Рональд добился зачисления в Оксфорд. Там он обучался как стипендиат, что было возможно лишь при высоком уровне подготовки. Уступая настояниям о. Моргана, студент Толкин, чтобы защитить диплом, решился на мужественный поступок. Он временно до своего совершеннолетия прекращает встречаться со своей возлюбленной Эдит, продолжая интенсивно учится. Но как только Рональду исполнился 21 год, он сразу же сделал предложение своей избраннице. Правда, той пришлось ждать своего суженного еще три года, но уже в качестве невесты.

А через несколько месяцев после свадьбы Толкин отправился на южный фронт. Шла Первая Мировая война. Она унесли жизни шестидесяти тысяч англичан, в том числе и ближайшего друга Рональда. Сам же будущий писатель, чудом уцелев в этом кровавом котле, попал в медсанчасть, скошенный тифом.

После госпиталей младший офицер связи Толкин вернулся в Оксфорд. Там он был восстановлен преподавателем на отделении истории английского языка и литературы.

Потекла мирная жизнь примерного семьянина и подающего надежды молодого преподавателя. Эдит родила ему троих сыновей и дочурку. Рональд же, в свободное от работы и семейных хлопот время занимался своим давним увлечением - скандинавской мифологией. Он скрупулезно изучает древние сказания на их родном языке (будущий профессор владел латынью, греческим, англосаксонским, валлийским, финским и испанским языками). Исследуя и сопоставляя легенды разных народов, Толкин увидел между ними много общего. Но в то же время, ему не хватало чего-то, что могло бы соединить все эти разрозненные предания в одну общую и целостную картину. И вот, работая над восполнением этого пробела, ученый создавал свой собственный, сказочный мир. Внешне он походил на языческий фольклор сурового севера. Внутренне же, этот мир стоял морально и социально намного выше своего первообраза.

Однако вскоре писатель обнаружил, что далеко не всех приводило в восторг его увлечение. В том числе и любимую жену, которая просто не понимала увлечения мужа. Свой первый сборник стихов Толкин отнес в одно из католических издательств. Там, правда, посчитали, что вирши об эльфах далековаты от учения Церкви. Расстроенный, но не сломленный первой неудачей, Рональд понемногу продолжал писать «неоконченные сказания», складывая их в свой письменный стол.

А тем временем у профессора появилось еще одно место, в котором он с удовольствием проводил время. Этим местом стал любительский университетский клуб «Инклинг», объединивший товарищей по перу. Инклинги собирались на дружеские чаепития, проходившие нередко с вчера до утра. Там читались рукописи, обсуждались всевозможные темы. Эти собрания становились катализаторами новых идей, которые воплощались в новых книгах. Но главное, что объединяло всех кружковцев - любовь к Богу и литературе. Кроме Толкина, завсегдатаем клуба был ближайший друг профессора - Клайв Ст. Льюис, знаменитый христианский апологет, протестант. Среди остальных выделялся Чарльз Вильямс, близкий по духу товарищ Толкина. Вильямс, оккультист в прошлом, порвал с тайной масонской ложей и перешел в христианство. Он был известным писателем, творившим свои шедевры в жанре мистических детективов.

Случилось так, что, подстегиваемый Льюисом, который живо интересовался литературными опытами коллеги, Толкин в один прекрасный день взял в руки перо и написал... сказку. Веселая история о человеке-кролике со временем превратилась в гигантский эпос-фантазию. «Мне хотелось написать «Волшебную историю», адресованную никак не детям, а также нечто большее, можно сказать масштабное», - напишет Толкин позже.

И у него это здорово вышло. Популярность обрушилась на писателя, словно снежная лавина. Трилогия только при жизни автора, переиздавалась десятки раз. Общий тираж книги уступал разве что Библии. «Кольца» переводились на все европейские и некоторые азиатские языки. Мир Средиземья начал обрастать всевозможными подробностями. Выходили в свет прекрасно иллюстрированные карты волшебной страны, с удивительной точностью указывающие высоту гор, направление и глубину рек. Словари языков жителей Средиземья сменяли энциклопедии с полными сведениями обо всем и обо всех обитателях вымышленной страны. Со временем, по мотивам книги стали выпускать комиксы, мультипликационные и художественные фильмы. Особенно популярной трилогия стала в США. Именно там образовались первые клубы фанатов «Колец», так называемых толкинистов.

Такого ажиотажа не ожидал даже сам Толкин. Так что же подействовало на читателей, заставив их зачитывать до дыр фантазию оксфордского профессора? И почему взрослые люди, облачаясь в рыцарские доспехи, до сих пор машут мечами во всех уголках Земли, играя в ролевые игры по сценарию «Властелина колец»?

Люди не перестают нуждаться в правильных нравственных ориентирах, без которых нас ждет хаос, торжество насилия и, в конце концов, кромешная тьма. Но, к сожалению, истинный светоч - Библию, многие не воспринимают всерьез. И тогда, когда мрак сгустился, поднялся хоббит Толкин (так он полушутя называл себя) с волшебным фиалом, освещающим все вокруг. В его мире, добро и зло стало абсолютной реальностью. Говорил же Арагорн: «Добро и зло местами не менялось, что прежде, то и теперь, что у эльфов и гномов, то и у людей. Нужно только одно отличать от другого».

Оглядываясь на потрясающий эффект, вызванный «Властелином Колец» напрашивается вывод: добрый сказочник Толкин достучался таки до очерствевших людских сердец. Снова и снова читатели и зрители задумываются над судьбой главного героя - маленького хоббита. Он отправляется в самое пекло, чтобы исполнить свой долг. И именно этому полурослику предстоит сокрушить власть Черного Властелина. Как тут не расслышать над просторами Средиземья призыв Христа: «Кто хочет идти за мной, тот должен отречься от самого себя, взять свой крест и тогда только следовать за мной. Потому что, кто хочет сберечь свою жизнь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот обретет ее» (Евангелие от Матфея, гл. 16, ст. 24, 25, перевод Международного Библейского Общества)? И Фродо, взяв, несет свой крест, на свою Голгофу - гору Ородруин. Вот в такой форме героической сказки, писатель показал путь грешного человека к Спасению. В тоже время книга мягко преподнесла вечные ценности, ставшие очевидными даже сквозь волшебный туман, окутывающий по воле Толкина сказочную страну.

Не зря «Кольца» имели ошеломляющий успех среди хиппи Америки. Для многих из них священным писанием стала книга «Властелин колец». Среди разврата, наркотического дурмана и оглушительной какофонии читались толкиновские сочинения, исполненные целомудрия и истинной праведности.

Вполне возможно, именно Толкин стал первым миссионером для хиппи Соединенных Штатов. Тогда в 1967-1968 гг. в Америке разразилась настоящая «Иисусова революция». Десятки тысяч «Иисусовых чудищ», как их тогда прозвали, стали последователями Спасителя. Это было массовое и спонтанное возвращение к Христу американской молодежи, чьи сердца в свое время, были удобрены благим очарованием Средиземья...

А тем временем стареющий профессор Оксфорда продолжал трудиться над серьезными научными работам, сочинял стихи, а также дописывал предысторию Средиземья, изданную после смерти автора под названием «Сильмариллион». Деньги и слава не испортили доброго католика Толкина. Он по-прежнему работал в маленьком, пристроенном к дому гараже, переоборудованном под скромный кабинет. Там же он общался с многочисленными посетителями.

Интересно сложилась судьба детей профессора. Старший, Джон, стал священником. Двое других - офицерами Английской армии: Майкл - зенитчиком, Кристофер - пилотом. Дочь Присцилла вышла замуж, но по прежнему была очень привязана к отцу, который любил гостить у нее дома.

Прошло время, Толкин похоронил всех инклингов, и пережил на два года свою жену. В 1973 году, исповедавшись, создатель Средиземья отошел в вечность.

Литературное наследие писателя обширно. Но невозможно пройти мимо следующих слов, обозначивших главные ценности родоначальника стиля фэнтези:

«Рассказ о Христе выше всех прочих, и то, что в нем говорится, - правда. Реальность подтвердила искусство. Господь - владыка ангелов, людей... и эльфов. Легенда и история встретились и слились. [ ...] Сказка и Фантазия по прежнему существуют и должны существовать. Благовествование не искоренило, а освятило легенды, в особенности счастливую концовку».