Все, что имеет начало...
Говорят, что все гениальное - просто. Однажды простые американские парни Энди и Ларри Вачовски, любящие японское аниме, комиксы и фантастику, рассказали Джоэлу Сильверу свои задумки, которые настолько потрясли продюсера «Крепких Орешков» и «Смертельных орудий», что он решил рискнуть и поддержать молодых начинающих сценаристов. Никто в тот момент не догадывался, что скоро для многих любителей кино его история поделится на «до и после «Матрицы»».
Сейчас трудно сказать, хотели ли Энди и Ларри создать культовый фильм или все произошло само собой. И пока Лукас продолжал воскрешать старые добрые «Звездные войны», а Питер Джексон оживлял Средиземье Толкина, братья Вачовски подарили нам новый мир - Матрицу. Мир, где правят машины, а люди стали просто долгоиграющими батарейками. Где остался единственный уголок свободы - Сион (наши переводчики упорно называют его Зион - спасибо, хоть не Зайон) - город людей, вырвавшихся из Матрицы.
Сюжет фильма пересказывать бессмысленно - он всем известен. Скажу только, что из предыстории, рассказанной в «Аниматрице», ясно, что в случившейся катастрофе виноваты сами люди. Сначала им не хватило милосердия, чтобы по-человечески обращаться с разумными «рабами», затем - благоразумия, чтобы оценить мощь цивилизации машин и заключить предложенное ими же мирное соглашение. А потом было слишком поздно. Машины победили. Ну, а продолжение этой истории мы знаем наизусть.
Matrix has you
Первая «Матрица» поражала загадочностью. Фильм пересматривали снова и снова, чтобы полностью разобраться в поворотах сюжета, вникнуть в смысл многозначительных диалогов, рассмотреть каждую деталь. Фраза «Я смотрел «Матрицу» двадцать четыре раза» ни у кого не вызывала удивления. Фильмом не просто увлекались - в нем пытались жить: одежда в стиле «Матрицы», черные очки, мобильные телефоны, как у Нео, скринсейверы с падающими буквами... «Ложки не существует», «Matrix has you» - по этим словам узнавали «своих». Актеров, снявшихся в «Матрице», было странно видеть в других фильмах. Глядя на мудрого и благородного Элронда из «Братства кольца», трудно отделаться от неприязни - так и кажется, что это замаскированный агент Смит (не зря же он расу людей недолюбливает). А уж Киану Ривзу вообще вряд ли удастся в близком будущем избавиться от имиджа Избранного. Кстати, узнав, что в обычной жизни он может только включить и выключить компьютер, я был даже как-то разочарован (хотя с чего бы ему быть хакером?).
Продолжения «Матрицы» ждали как откровения свыше. В том, что оно будет, никто не сомневался. Всплывали какие-то новости со съемочных площадок, обрывки сценария. Народ продолжал пересматривать «Матрицу». Появились подражания, пародии, анекдоты... Все застыло в ожидании.
Продолжение легенды
И вот наступил 2003 год. То, что имело начало, получило продолжение - мы опять увидели знакомые зеленые буквы на черном фоне и приготовились к новым чудесам. «Матрица», по своему обыкновению, появилась в Москве за несколько дней до официальной премьеры. Учитывая строжайшие меры безопасности, я подозреваю, что ее украли прямо с монтажного стола. Более терпеливые зрители дождались сеансов в кинотеатре.
Вторая «Матрица» продемонстрировала еще более впечатляющие спецэффекты, но оставила массу вопросов и привкус разочарования.
Разочарование номер один - мы увидели Сион. В первой части окружавшая его таинственность была великолепным ходом - людей всегда интересует то, о чем говорят, но не показывают. Пока мы не видели этого города, он вызывал священный трепет. Подумать только - свободное поселение идеальных людей, спасенных из Матрицы! И что же нам показали? Безобразные техногенные сооружения и обыкновенных эгоистичных людей. Поэтому слова Линка «Как хорошо дома!» для меня лично прозвучали как издевательство. Чтобы восхищаться тем, что нам показали, нужно быть машиной.
Разочарование номер два: великий Морфеус, в первой части казавшийся полубогом, во второй выглядит просто фанатиком, которого чаще всего не воспринимают всерьез, а то и вообще считают слегка помешанным. И, между прочим, правильно делают, потому что на самом деле он оказывается лишь игрушкой в руках могущественных программ - Пифии и Архитектора Матрицы.
Разочарование номер три - нереальность мира Матрицы. Вспомните, когда мы смотрели первый фильм, прыжки по крышам, драки в метро происходили как будто на соседних улицах. Казалось, выйдешь из дома и увидишь агента. Во второй «Матрице» искусственный мир настолько нереален, что диву даешься, как люди-пленники до сих пор не поняли, что живут в мультфильме. Впрочем, похоже, их, людей, в Матрице почти не осталось - по улицам ходят две-три калеки да толпа агентов Смитов. Обычных же людей показывают в основном в Сионе. Такое ощущение, что братья Вачовски испугались, что мы поверим, что Матрица действительно существует, и добавили искусственности.
И, наконец, разочарование номер четыре - «Матрица» окончательно превратилась в боевик. Я не против боевиков, но зачем нам еще один? О трюках и съемках стоит сказать отдельно. После премьеры «Матрицы» во всех фильмах стали применяться использованные в ней технологии, а к концу съемок трилогии некоторые из них уже просто устарели. И все же для многих поклонников фильма трюки и спецэффекты были просто приятным дополнением к сюжету. Теперь же они стали самоцелью. Говорят, Киану Ривз часть своего гонорара пожертвовал на увеличение бюджета спецэффектов. А братья Вачовски пожертвовали смыслом фильма для того, чтобы из «Матрицы» получился высококлассный «экшн».
И что в результате? На разрекламированной сцене гонки по автобану в «Перезагрузке» я каждый раз успешно засыпаю (ну, не интересуют меня автомобили!). Полеты Нео и драка с сотней Смитов просто вызывают смех. Даже последний трагический поединок волнует не больше, чем какой-нибудь посредственный мультфильм. Я понимаю - братья Вачовски не ставили перед собой цель создать произведение искусства (порой вообще кажется, что «Матрицу» и ее продолжение снимали разные люди), но почему было не потрудиться и не сохранить дух первой «Матрицы»? Конечно, с точки зрения бизнеса это, тем не менее, суперпроект. И я не удивлюсь, если на очереди «Матрица: Нео возвращается» и «Матрица: Сион наносит ответный удар».
Все что имеет начало, имеет и конец, или как Нео стал антивирусом.
«Матрица: Революция» меня просто возмутила. И не меня одного. «Сотрите из моей памяти этот отстой!!! Я хочу остаться с первой МАТРИЦЕЙ, хочу верить в то, что МАТРИЦУ можно победить!!!» (из отзывов в Интернет). Я, конечно, понимаю, что война - это плохо, что нужно дружить и идти на компромисс. Но если даже в искусстве невозможен бунт против системы, то мы с вами живем либо в эпоху жесткой цензуры, либо действительно в мире, контролируемом Матрицей.
В первой части все было ясно. Матрица была злом, машины - поработителями, а программы - их слугами, поэтому тоже врагами. Но потом акценты сместились. Оказывается, и машины бывают разные, и программы... Вот, например, Пифия - это тоже программа, но хорошая, помогающая людям освободиться. Программа-индус из третьей части вызывает симпатию своим желанием пожертвовать всем ради дочери. Да и вообще, по сравнению с разбушевавшимся Смитом машины не такие уж и плохие. И кто вообще сказал, что они - воплощение зла? Вспомните разговор Нео с советником, в котором мы просто проникаемся мыслью, что и машины тоже приносят пользу, они необходимы для существования людей, и даже Сион от них зависит. Так стоит ли с ними бороться до победного конца?
История пришла к финалу. Люди заключили перемирие с машинами. Но что это означает? Машины по-прежнему используют людей в качестве батареек. Сион разрушен, и на его восстановление понадобится много сил. Нео и Тринити убиты. Довольна только Пифия. Она-то добилась своего. У меня было чувство, что людей в очередной раз использовали. И прав был Меровинг, говоря, что свободы не существует, а есть только цепь причин и следствий. Пифия просто почувствовала, что машинам и программам грозит вирус в лице агента Смита, и использовала Нео, чтобы сохраниться. А он-то, бедняга, думал, что свободен и выбирает сам! Ничего-то он не выбирает, все неизбежно. Нео сделал свое дело, Нео может уходить (или, если угодно, улетать).
Это сладкое слово - свобода
Людям в очередной раз показали, в чем их судьба и их карма. Рожденный ползать летать не может. Матрица может дать иллюзию освободительной борьбы, но не свободу. Логическое продолжение сюжета - полное разрушение Сиона через некоторое время. Потому что в «гуманность» Искусственного Интеллекта как-то не верится. Возможно, машины и оставят в покое людей, но мы же видели, какие они - жители Сиона. Не нужно быть Пифией, чтобы предсказать, что, размножившись и набравшись сил, они захотят потеснить цивилизацию машин и снова полезут в драку. А нового Избранного может и не найтись.
Я хочу быть свободным человеком. Мне не нравится фраза: «Независимость - это когда от тебя ничего не зависит». Первая Матрица была гимном свободы. Этим она и затронула и мое сердце, и сердца других людей. Я верю, что человек может быть свободным от обстоятельств, свободным от влияния людей, денег, вещей. Но свобода - это Божий дар, который постоянно хотят отнять. Быть свободным - значит идти против течения. Каждую минуту обстоятельства и люди вокруг вынуждают меня наплевать на мою свободу и поступить в угоду им. В нашем мире по-настоящему свободные люди часто оказываются изгоями. И грустно видеть, как братья Вачовски беззастенчиво демонстрируют собственную несвободу - от киноштампов (которые проели американский кинематограф и успешно пролезли в «Матрицу»), от идеологии и набившей оскомину политкорректности (я уважаю и женщин, и афроамериканцев, но мне надоело, что чуть ли не в каждом втором фильме женщина-афроамериканка спасает человечество). Конечно, я не верю, что можно стереть из памяти вторую и третью «Матрицу». Скорее, я просто буду воспринимать их как неудачную попытку придумать продолжение первой (ведь пишут же деятели вроде Ника Перумова неудачные продолжения «Властелина Колец», не обижаться же на них за это).
В «Матрице» часто пытаются откопать христианский смысл и аналогии, и не всегда эти попытки удачны. Но главную мысль «Матрицы» действительно можно найти в Евангелии. Человек - раб, раб обстоятельств, раб общества, раб своего капризного тела. И быть свободным от этого всего очень трудно. Проще жить в мире иллюзий, спокойно спать и ни о чем не думать. Но если начнешь задумываться - однажды обязательно услышишь звонок от Бога: «Ты не в порядке! Ты раб, и Я хочу освободить тебя. Ты не рожден ползать - ты рожден быть свободным!»