Почему ты такая распыленная?» — спросили меня как-то в юности. И, признав правоту вопроса, ответить на него я не могла долгие годы. Понимала, что живу разбросанно и безответственно, и даже пыталась как-то с этим бороться. Но мне всегда было сложно найти те принципы и использовать те механизмы, на основании которых я бы могла разграничивать свои и чужие интересы, брать ответственность за свою жизнь на себя и не решать за других их вопросы.
Отчего у нас так часто возникает чувство вины и обиды? Почему мы так долго идем к зрелости? Откуда это излишнее волнение и раздражение? Ответы на эти вопросы в Библии есть, но как их уразуметь, как вытряхнуть из себя эти волнения, переживания и исцелить свою душу?
Прочитав «Барьеры» — книгу американских авторов Генри Клауда и Джона Таунсенда — я получила ответы на многие мучавшие меня вопросы. И была благодарна Богу за авторов этой книги. Поэтому киевская встреча с Джоном Таунсендом в магазине «Книжная полка» была для меня и моих друзей поистине Божьей милостью и чудом.
Джон Таунсенд — доктор философии, профессиональный врач-психолог. Совместно с Генри Клаудом он руководит Западной Клиникой Минирт-Мейер в Калифорнии. В Киев он приехал вместе с женой Барбарой и сыновьями Рикки (15 лет) и Бенни (12 лет). Общаться с ним было легко. Он держался просто и открыто.
Что подсказывает тематику ваших книг?
Большинство книг я пишу вместе с доктором Клаудом. А темы мы черпаем из нескольких источников. Будь то человек, который приходит и говорит, что нужна книга на такую-то тему. Или звонки, которые поступают на нашу радиопрограмму. Но главный источник —конечно же Бог. И если я чувствую, что во мне назрела какая-то проблема, которая требует выхода, я понимаю — нужна книга.
Почему своей специальностью вы выбрали именно психологию?
Когда учился в Далласской семинарии, я думал: что лучше — быть миссионером или пастором? Но преподаватель психологии, зная, что я интересуюсь его предметом, предложил мне вести группы духовного роста. Я был уверен, что на этом поприще смогу помочь студентам. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что студенты помогли мне. После посещения этих групп я увидел, как изменяется мое сердце и поведение, а также поведение других людей, причем на глубинном уровне. Я все больше узнавал об эмоциях человека, о его сердце. Не знаю, можно ли это назвать призванием, но на этом этапе я почувствовал большой интерес к людям. Почему у нас возникают проблемы во взаимоотношениях, эмоциональные расстройства и др.? Какие решения на этот счет предлагает богословие? В семинарии я получил очень хорошую богословскую подготовку. И решил продолжить учебу и изучать уже человека.
Как вам удается интегрировать современные психологические знания и богословие?
Обычно на этот вопрос я отвечаю восьмичасовой лекцией, а лучшим ответом является книга «Как люди растут». Существуют определенные противоречия между светской психологией и тем, чему учит Бог. Я глубоко изучал и то и другое. И вот, самая радостная весть заключается в том, что когда возникает проблема, то в ее решении Бог всегда оказывается победителем. Я твердо верю, что Библия предлагает полный круг решений всех человеческих проблем: одиночества, депрессии, алкоголизма и других. Но, в то же время, я знаю, что часть свежих психологических учений обладает также огромной ценностью, т.к. эти хорошо продуманные и разработанные теории подтверждают верность библейского подхода. И то хорошее, что есть в светской психологии, будет работать и на нас. Например, есть масса проблем с созависимостью, алкоголизмом, домашним насилием. И если в семье есть человек, который всех доводит своим жестоким поведением, то этому человеку никогда не следует поддаваться. Потому что если этого злого, гневливого человека как-то ублажать, то он станет еще более гневливым и злым.
Наоборот, этот человек нуждается в ограничениях, ему нужно говорить правду в лицо, а если же начнет буянить, пусть его усмиряет милиция. Хорошие психологические теории говорят о том же — никогда не поддавайтесь гневливому человеку. Эту же мысль вы найдете на страницах Писания: «Гневливый путь терпит наказание, потому что если пощадишь его, придется еще больше наказывать его» (Книга Притч, 19 гл., 19 ст.). Несколько тысяч лет назад эти слова проговорил Бог, и вот, десять лет назад мы пришли к этому в своих психологических изысканиях.
Как возникла ваша теория границ, или барьеров?
Я думаю, что теория барьеров зародилась в 18 главе книги «Исход». Моисей просто сгорал на работе. Ему приходилось быть судьей практически для двух миллионов израильтян. Они выстраивались к нему в очередь, и он решал их проблемы. Вы можете себе представить, что приходилось выносить Моисею? Когда же к нему пришел тесть и увидел все это, он не похвалил Моисея, не сказал ему, — ты молодец, какой же ты духовный и праведный! А напротив, посоветовал часть его дел отдать другим людям, пусть будут судьями. Думаю, что это — первое провозглашение принципа границ.
Я видел в своей психологической практике, что люди, подверженные депрессии, излишнему волнению, алкоголизму, позволяют окружающим контролировать их жизни. А ведь у каждого человека есть свобода выбора и свобода воли. И нам приходится выстраивать границы и говорить «нет» не из-за какого-то внутреннего эгоизма, а потому что мы должны быть добрыми хранителями того, что дал нам Бог, и самим отвечать за свои собственные жизни.
В начале 90-х годов мы с Генри работали в христианской психологической клинике и заметили интересную вещь. Христианам на богословских занятиях часто говорили о любви, о жертвенности, о даянии. Но вот, в 9 главе Второго Послания к Коринфянам (ст. 23-24) говорится, что не нужно жертвовать по принуждению, что Бог любит тех, кто отдает с радостью. Поэтому, если кто-то хочет, чтобы ему уделили время, одолжили деньги, а вы чувствуете вину, отказывая ему в этом, или отдаете то, что у вас есть, но из чувства страха или вины, а не из любви, — в таком случае Библия говорит: не делайте этого! Вот мы и решили написать об этом книгу, потому что она была востребована, т.к. необходимо научиться выстраивать границы, чтобы быть честным, любящим и ответственным человеком.
А вам лично помогла эта теория?
Да, конечно! Например, когда я учился в колледже, у меня было слишком много встреч: с друзьями, наставниками, библейские учения. Всю ночь я чем-то занимался. У меня не оставалось времени отдохнуть, и я становился просто несчастным. И, тем не менее, я всем говорил «да» и никому — «нет». И помню однажды, придя поздно ночью домой, я пошел в душ и понял, что только в душе я могу быть сам с собой. После душа я пошел в комнату, а там уже сидят шесть парней и все хотят со мной поговорить.
«Валите отсюда, ребята!» — завопил я. Они очень удивились и ушли. Я знал, что так не должно быть, что они здесь ни при чем, во всем виноват я сам. И мне нужно быть честным с самим собой, и сказать, что у меня нет времени на это, на это и на то. Мне нужно перестать думать, что я — мессия, что я всех обижаю, когда отказываю. Тогда я стал устанавливать более четкие границы, и все стало гораздо лучше.
Как на вас реагируют светские психологи?
Наши книги не являются профессиональными с точки зрения психологии. Это не научный уровень, они написаны для читателя, для конечного потребителя. Но, тем не менее, мои издатели и другие источники говорят, что многим светским психологам наш материал нравится.
Бог создал Вселенную и законы, управляющие ею. Электромагнитное излучение действует одинаково на верующих и на неверующих. Думаю, что есть и определенные психологические законы, которые действуют на всех. Например, в книге Экклезиаста написано, что «грустное лицо не скрывает счастливое сердце». Это означает, что нужно научиться скорбеть, научиться давать выход своей печали и горю. Предположим, мы понесли какую-то потерю. Так вот, если мы ее пережили и прошли полосу скорби, то потом снова сможем быть счастливы. А если мы не сможем перейти через скорбь, то мы будем нести ее постоянно, до смерти. Часто депрессии возникают из-за того, что люди не могут скорбеть, не могут выразить эту скорбь. И хорошая светская психология может помочь человеку пройти путь скорби и выйти из нее. Это же могут сделать и хорошие христианские психологи, потому что Божьи законы едины для всех.
А что все-таки является приоритетом в ваших принципах и теориях — психология или богословие?
Есть школы мышления, которые считают, что психология и богословие — это параллельные дисциплины. И что можно взять и смешать определенные истины оттуда и оттуда. Я с этим не согласен. По-моему, богословие выше психологии. И библейские знания содержат те необходимые истины, которые способствуют нашему духовному росту и исцелению, поэтому хорошая психология все же вторична по отношению к хорошему богословию. Но есть много ценных исследований. Поэтому я пользуюсь психологическими приемами. Но если что-то в психологии не совпадает с моим пониманием Библии — я выбираю Библию.
Вы пишите об определенных психологических принципах. Не кажется ли вам, что вашу концепцию, ваши принципы тяжело перевести и внедрить в другую культуру?
Я читал лекции на шести континентах: в Южной Америке, Африке, Азии и т.д. И действительно, есть ряд стран, где нет культурных условий для существования этих библейских принципов. Например, я всегда говорю, что на определенном этапе нужно сказать «нет» своим родителям и оставить свой родительский дом. Но есть ряд культур, где тяжело оставить родителей и зажить собственным домом, своей семьей. Когда я читаю лекции в таких странах, кто-то поднимает руку и говорит, что у нас так не принято, вы — человек Запада и не понимаете нашей жизни. Тогда я предлагаю, что если в моем выступлении прозвучит что-то, что присуще западному образу жизни, но не является частью библейского учения, то пусть они мне скажут об этом и проверят себя. И тогда мы приходим к общему знаменателю, потому что есть библейский межкультурный подход к жизни.
А в нашей посткоммунистической культуре подготовлена почва для восприятия ваших идей?
В течение многих лет при коммунизме решения людей, их мысли не были полностью их прерогативой. Но когда я общался с украинскими друзьями, я заметил, что если у них появляется право выбора, они всегда стараются им воспользоваться, потому что хотят стать хозяевами своей судьбы. И мне думается, что церковь сможет здесь сыграть огромную роль и показать, что свобода — это хорошо. Не та свобода, которая служит эгоизму, но та, что служит любви, развитию взаимоотношений. Церковь — это закваска общества, в ней люди просыпаются, оживают, начинают видеть свои чувства и чувства других.
Бог хочет, чтобы мы сами участвовали в процессе возвращения в Его образ, постепенно искупая свои травмированные, спрятанные части, которые причиняют нам неудобство и боль. По мере того как мы впитываем безусловную любовь Бога и людей, получая наряду с ней истины, необходимые нам, мы осуществляем этот процесс искупления. «Благость Божья ведет к покаянию» (Послание к Римлянам, гл. 2, 4 ст.).
Что вы имеете в виду, когда говорите о частях души?
Идею о делении души я беру из Библии. Иисус сказал: «Возлюби Бога всем сердцем, всем разумение, всею душою», — и это означает, что в человеке есть много частей. Я верю, что Иисус хочет, чтобы мы были едины. Но если какая-то часть души повреждена, или неразвита, или нелюбима, то человек не может полностью любить Бога и окружающих. И поэтому цель освящения и исцеления состоит в том, чтобы все части души вошли в эту связь с Богом и обрели единство. Например, женщина прошла через неудачный брак, возможно, муж ее бил. И вот, агрессивная часть ее души повреждена, поэтому ей трудно быть честной до конца, она не умеет сказать «нет». И эта часть ее души и должна быть исцелена, и тогда вся ее душа достигнет первоначальной целостности.
Какие у вас творческие планы?
Я сдал в издательство книгу «Кто нажимает на ваши кнопки?» Она о том, как общаться с теми людьми, с которыми общаться очень трудно, но вы вынуждены, т.к. не можете их оставить. Это могут быть родители, дети, мужья, начальники и т.д. И еще одна книга. На русском языке она будет называться «Анатомия конфликта».
У вас два сына. Ваши теории и идеи помогают вам в их воспитании?
Они помогают мне больше молиться!
Что вам особенно понравилось в Украине?
Еда и люди!
А конкретно?
Во-первых, здесь нет самолюбования, (внимательный взгляд), не так ли? И люди у вас любящие и умеющие жертвовать. Во-вторых, вы цените общину, и поэтому, когда возникают взаимоотношения, они достаточно глубокие. И третье, здесь хорошо понимают суть страдания. В Америке пытаются избежать страданий, поэтому многие остаются незрелыми. А очень многие мои друзья в Украине много страдали, и поэтому корни у них очень глубокие.
Авторский вечер подходил к концу. Директор киевского реабилитационного центра для женщин поблагодарила доктора Таунсенда за его книги, сообщив, что с момента появления этих книг на рынке, они стали учебниками в работе этого центра. А разработанные в них принципы — это те ключи, которые Бог дал, чтобы эффективно помогать людям.
При этих словах у Джона заблестели глаза от слез, и он произнес: «Мне радостно слышать ваши слова. Когда мы с Генри пишем книги, мы не можем знать, каким образом они дойдут до людей. Мы не знаем, что многие люди, подобно вам, являются нашими далекими партнерами, и что при помощи наших книг, вы можете влиять на жизни тех людей, которых мы никогда не встречали. Спасибо вам за сотрудничество!»
Что бы вы пожелали нашим читателям?
Я хочу, чтобы они поняли две вещи: во-первых, у нас в США есть много людей, которые им сочувствуют и активно стремятся помочь. И второе, чтобы они поняли и всегда знали, что Бог их не оставил и чтобы они искали и нашли Его.
«Ты стала более стабильной», — услышала я недавно и поблагодарила Бога. Я ведь знаю из каких осколков Он меня собирал…
-- Вера ЛЕБЕДЕВА, Рене ФЛОРИ (фото), Анна ШИРОЧИНСКАЯ (перевод)