Проблема!

Кто там носит Prada?

Анжелика Свиридова

Кто там носит Prada?Вот ведь как бывает! Листая старый Vogue, я наткнулась на фото восемнадцатилетней Энн Хатауэй. Она, оказывается, тогда уверяла, что грохнется в обморок, если нос к носу столкнется с живой Мэрил Стрип. И вот недавняя дебютантка снимается в главной роли в нашумевшей экранизации бестселлера Лорен Вайсбергер «Дьявол носит Prada», а Мэрил Стрип играет ее начальницу, злобную фурию Миранду Пристли.

Устроившись ассистенткой к главному редактору модного журнала «Подиум», неопытная, но умненькая Андреа Сакс попадает в настоящее рабство, однако, выживает в глянцевых джунглях и даже по ходу дела открывает для себя несколько вполне заезженных истин, вроде того, что «в человеке все должно быть прекрасно...» (далее по списку) и что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

Все это достаточно банально, а ведь роман с таким громким названием явно претендует на большее, обещая нам чуть ли не открытие в области богословия. Прежде всего возникает вопрос: кто же тут дьявол? Бессердечная Миранда, которая требует от подчиненных невыполнимого, вытирает о них ноги и методично сеет вокруг страх и ужас? Да навряд ли. Конечно, характер у нее не сахар. В фильме она, например, отчитывает Андреа за то, что та не смогла остановить ураган, из-за которого были отменены все авиарейсы. А потом заставляет ее доставать неопубликованную книгу о Гарри Поттере и кровавый бифштекс впридачу. Да что там, ее секретарша даже в туалет выйти не смеет, если ее некому подменить! И все же на дьявола Миранда явно не тянет. Это просто эгоистка, до безобразия искалечившая собственную душу.

Тогда, может быть, речь идет о модной индустрии в целом? И действительно, тут явно не обошлось без влияния преисподней. Все эти истощенные красотки, помешанные на модных тряпках, баснословные деньги, которые выбрасываются на ветер, злоба, нервы, интриги - невидимая кухня журнала, который считают своей Библией миллионы глупеньких девочек… Да, и плюс к этому - неуемная спесь, почему-то свойственная барышням, способным с полувзгляда узнать туфли от Chanel.

Хотя, если подумать, что такое мода? Не более чем дорогостоящее хобби. Андреа прежде слыхом не слышала ни о «Подиуме», ни о Миранде Пристли, и это нисколько не мешало ей жить, как и миллионам таких же, как она, обычных людей. Однако модницы смотрят свысока на тех, кто, видите ли, не знает, как правильно произносится Givenchy. А что, если бы так вели себя, скажем, садоводы или филателисты? Но нет, бодрые пенсионерки-дачницы не обливают презрением длинноногих девиц на шпильках, хотя те явно не способны отличить серую гниль от мучнистой росы, да и в компосте разбираются из рук вон плохо. И это при том, что увлечение садоводством приносит гораздо больше практической пользы, чем мода.

Но, как говорится, пусть мухи будут отдельно от котлет. Да, унижать и презирать других плохо, да, тряпки не стоят человеческих отношений, но дело-то здесь не в моде, а в людях. Сама по себе модная индустрия не является воплощением абсолютного зла (впрочем, ни в книге, ни в фильме этого и не утверждается). Другое дело, что некоторые превращают моду в культ. Андреа постоянно слышит: «Миллионы девушек готовы убить ради такой работы». Это-то, возможно, преувеличение, но тем не менее в этой области бизнеса действительно преуспевают лишь те, для кого мода - смысл жизни, то есть, по сути, божество. Вот для этой публики дьявол и впрямь носит Prada, а для кого другого вполне может надеть и рабочую спецовку.

Но если культ моды - крайность, то другая крайность - этакий воинствующий аскетизм. И несть числа благочестивейшим душам, которые под знаменем борьбы с «похотью очей и гордостью житейской» изобретают форму для посещения церкви, воюют с галстуками и измеряют линейкой длину юбок. Однако в Библии вы ничего подобного не найдете. А что же там есть на этот счет? Надо сказать, немало неожиданного.

Прежде всего, нельзя утверждать, что одежда совсем не имеет значения, иначе в Ветхом Завете ей не уделялось бы столько внимания (не говоря уже об истории с кожаными одеждами Адама и Евы, где Бог оказывается в роли самого первого кутюрье). В Новом Завете подробностей гораздо меньше, зато есть один универсальный совет: одежда должна быть приличной. Причем, понимать это следует в самом широком смысле. Например, королева вне зависимости от личной скромности просто обязана в определенных случаях носить бриллианты, а жене президента неприлично появляться в китайском ширпотребе. Поэтому Катерина Ющенко носит дизайнерскую одежду, что совершенно не противоречит ее христианским убеждениям.

Но давайте обратимся к самому интересному - что же говорил об одежде Иисус Христос?

Ну, начнем с того, чего Он не говорил. Так, Иисус нигде не осуждает красивую и дорогую одежду. А в известнейшем отрывке о полевых лилиях Он, кажется, дает понять, что Бог может одеть нас лучше, чем одевался Соломон во всей славе своей (а противные Dolce&Gabbana вообще отдыхают).

Не встретим мы в Евангелиях и осуждения одежды недостаточно скромной. Блудницам Иисус говорит: «Иди и впредь не греши», а не «Иди и быстро переоденься, смотри на кого ты похожа!» Впрочем, сдается мне, этим женщинам и так хватало ума понять, что стринги, торчащие из-под джинсов, как-то плохо вяжутся с имиджем кающейся грешницы.

Как ни странно, единственная одежда, которая вызывает явное неудовольствие Христа - та, по которой сразу видно, что перед тобой очень религиозный человек. Есть о чем задуматься женщинам в черном, косящим под монахинь!

Еще, похоже, Христос не испытывал какого-то особого отвращения к предметам роскоши (впрочем, и восхищения тоже). Он запросто ночевал под открытым небом, но совершенно спокойно отнесся к тому, что Мария из Вифании помазала Его миром стоимостью в триста с лишним динариев (заработок наемного работника примерно за год). Тут сразу вспоминается потрясение Андреа, когда она увидела вечернее платье Миранды ценой в сорок тысяч долларов («годовой доход средней американской семьи!»). Вот и апостолы, будучи обыкновенными людьми, тоже отреагировали довольно бурно: «К чему такая трата мира!» Христа же такие вещи волновали гораздо меньше, чем чувства людей.

Наконец, в Евангелии есть одно таинственное место, где одежда приобретает совершенно роковое значение. Представьте себе, в одной из притч Христа мы находим самый настоящий дресс-код! Там сначала богатый человек весьма демократично собирает к себе на праздник всех, вплоть до бродяг и нищих, а потом одного из гостей выбрасывают за дверь, потому что он «не в брачной одежде». Да не просто за дверь, а «во тьму внешнюю», то есть в ад.

Богословы до сих пор спорят, что бы это все значило. Например, считается, что эту особую одежду выдавали при входе (ну, есть же, например, оригиналы, которые, устраивая вечеринку, преподносят каждой гостье пару туфель от Manolo Blahnik). Обычно считается, что означает она Божью праведность, которую Бог просто дарит нам благодаря жертве Христа. Вообще в Новом Завете не раз встречается одежда как символ внутреннего состояния - например, апостол Павел советует снять с себя «ветхого человека» и «облечься в нового», а в другом месте призывает: «более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства»…

Во всяком случае, этот вопрос явно стоит изучить подробнее. Потому что будет уж очень обидно, если секьюрити с огненным мечом выставит тебя с вечеринки по поводу начала Царствия Божия. Так что независимо от того, носишь ли ты Prada, самое время поинтересоваться, что носят на небе.